Домой Новости рынка Новые правила блокировки банковских карт. Банкам придется обосновывать причину приостановления операций

Новые правила блокировки банковских карт. Банкам придется обосновывать причину приостановления операций

Госдумой РФ был принят законопроект, который вносит поправки в 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Законодатели пересмотрели перечень критериев по определению сомнительных операций и решили внести изменения, соответствующие экономической ситуации. Разберемся, какие права получают клиенты банков (держатели счетов и банковских карт) в связи с нововведениями.

Подробнее о нововведениях в 115-ФЗ

Блокировка карт и счетов

До изменений финансовые организации могли отказаться проводить любую банковскую операцию, а также имели право заблокировать карточку или счет практически без объяснения причин. Свои действия они сопровождали запросом документов «для фиксации информации». То есть бумаг, которые, например, доказывают легальность происхождения денежных средств и т.п. Поправки исключили подобную формулировку о документах из закона. Теперь банки не смогут прикрывать отказ в обслуживании отсутствием подтверждающих бумаг. Для блокировки финансистам придется самим аргументировать свои подозрения «в отмывании средств».

Перечислим списком основные нововведения:

  • Теперь банки должны обосновывать свои подозрения насчет клиентов, а не просто запрашивать у них документы и при их отсутствии блокировать счета.
  • О каждом подобном случае представители финучреждений обязаны сообщать в Росфинмониторинг.
  • Решение об отказе в проведении операции теперь будет принимать не операционный специалист, а руководитель или уполномоченное лицо банка.
  • Если кредитная организация откажет клиенту в открытии счета, то в течение 5 дней она должна будет предоставить следующую информацию: почему и когда принято отрицательное решение, кто его вынес и каков порядок обжалования.

Исключение из «черных списков»

Согласно законопроекту перестают действовать «черные списки» от ЦБ РФ. Ранее клиенты, попавшие в эти списки, не могли без преград открыть счет ни в одном российском банке. И не всегда граждане оказывались в них «за дело». Иногда в перечень попадали по ошибке, а в некоторых случаях — даже по злому умыслу недобросовестных банкиров. Нерадивые финансисты сначала портили репутацию клиенту, а потом требовали деньги, чтобы «закрыть глаза» на наложенные ограничения. После вступления поправок в законную силу отказывать обратившимся лицам в обслуживании на основании только наличия записи о них в «черном списке» будет нельзя.

Новые ловушки для клиентов финансовых организаций

Помимо положительных сторон нововведений в 115-ФЗ есть и те, что создают дополнительные проблемы для потребителей.

Среди новых ловушек:

  • Обязанность всех организаций, которые работают с деньгами и имуществом клиентов, проводить их идентификацию. Раньше этим занимались только банки. Теперь не получится провести финансовую операцию и остаться незамеченным. Личность потребителя в обязательном порядке зафиксируют при манипуляциях с ценными бумагами, страховыми продуктами, паями и т.д. Если личность гражданина не идентифицирована, то оказывать ему услуги запрещается.
  • Требование к банкам фиксировать все случаи, когда юридическое или физическое лицо обратилось к ним за услугами, но после отказалось от заключения договора. Сотрудники финорганизации должны задокументировать предположительную причину, по которой клиент ушел от сотрудничества. Среди них могут быть подозрения, что он хотел провести сомнительную операцию, испугался внутрибанковского контроля и т.п.

Собранные по обратившимся в банк пользователям сведения о добровольных отказах должны быть направлены в Росфинмониторинг. Данная федеральная служба, в свою очередь, сможет дальше передавать информацию в заинтересованные государственные структуры. То есть теперь каждое действие или бездействие человека будет под надзором соответствующих органов. Эксперты советуют гражданам внимательно читать условия обслуживания и открытия счета еще до обращения в банк. Сделать это можно удаленно через Интернет. В противном случае при необоснованном отказе от услуг потребитель рискует попасть в поле зрения Федеральной службы по финансовому мониторингу.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here