Домой Новости рынка Роскомнадзор поможет обманутым гражданам избавиться от неправомерно оформленных займов

Роскомнадзор поможет обманутым гражданам избавиться от неправомерно оформленных займов

Роскомнадзор вызвался помочь обманутым гражданам, паспортные данные которых были использованы для незаконного получения займа в МФО. Еще 2 года назад на официальном сайте была опубликована новость с призывом отправлять жалобы в РКН для дальнейших разбирательств по факту взыскания задолженности с лиц, которые ее не оформляли. Для решения вопроса привлекаются одновременно микрофинансовые организации и правоохранительные органы.

Проблема оформления нежелательных микрозаймов сопряжена с утечкой персональной информации не только в Сети, но и в результате утери документов, их ксерокопий или сканов. Мошенники предоставляют чужие сведения, оформляют микрокредит и, конечно же, не возвращают его. Страдает от этого человек, чьи паспортные данные были задействованы. Ему начинают поступать звонки с предложением вернуть деньги, также нежелательная информация попадает и в кредитную историю гражданина.

 

Статистика невозвращаемых займов

Роскомнадзор — это не основной адресат для обращений о мошенничестве по микрокредитам. Большая часть заявлений проходит мимо него. Статистика формируется уже после того, как данные попадают в КИ.

Согласно исследованиям Объединенного кредитного бюро к предположительно мошенническим займам на начало октября 2017 года можно было отнести 16% сделок в МФО. О 10,5% подобных договоров говорят также в НБКИ. В эти проценты попадают микрозаймы, по которым не поступает своевременно уже первый платеж. Точно сказать, сколько сделок проходит по чужим документам, невозможно. Один комплект может использоваться злоумышленниками несколько раз.

В РКН поступило более 6 тысяч жалоб на кредитные организации. Каков среди них процент заявок по незаконным займам, Роскомнадзор сообщить не может.

 

 

Реакция ЦБ РФ и СРО на проблему

Центральный банк и СРО относятся к проблеме оформления микрозаймов на чужое имя спокойно, утверждая, что количество обращений граждан не дает поводов для паники. Но при этом озвучить число подобных заявлений в пресс-службе ЦБ отказались. СРО МиР говорит о 1,5% сообщений об утечке персональных данных, «Единство» — о 0,5%. Также утверждается, что каждый случай рассматривается в индивидуальном порядке, и ни одна заявка не остается без внимания.

МФО, в свою очередь, предпринимают следующие меры, чтобы бороться с «липовыми» заемщиками:

  • сопоставление сведений на всех носителях: в паспорте, на банковской карте, в заявлении;
  • проверка принадлежности карты заявителю по предоставленному номеру телефона;
  • обращение к заемщику с дополнительными вопросами о его кредитной истории (мошенник не сможет рассказать о предыдущих микрозаймах своей жертвы).

 

Как действует Роскомнадзор

Направить жалобу можно на странице Общественная электронная приемная – оно будет являться официальным обращением в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. При этом очень важно правильно и наиболее полно заполнить все необходимые поля формы.

После получения жалобы Роскомнадзор запускает следующий механизм:

  • направляет в указанное МФО требование о прекращении незаконного использования персональных данных;
  • возбуждает административное производство в случае неисполнения вышеуказанного требования (штраф для должностных лиц от 100 до 200 тыс. рублей, для юридических – от 1 до 6 млн рублей).

На конец июня 2020 года РКН еще не получил ни одного отказа от МФО в удовлетворении своего постановления. Это вселяет надежду, что добросовестные граждане могут рассчитывать на серьезную поддержку в лице Роскомнадзора, если их коснется проблема утечки данных. А для профилактики эксперты советуют следить за своими документами и не вводить личную информацию на сомнительных сайтах.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here